1867-1930
14 февраля 1867 года в префектуре Сизуока родился Сакиши
Тойода (Sakichi Toyoda). Поскольку он был первым ребенком у родителей, то
автоматически стал в своей семье kacho - главой дома - унаследовав
обязательства своего отца и его профессию плотника. Но Сакиши к ремислу отца не
проявил интереса. Его интресы лежали в областе изобретении. Не имея образования
и учась методом проб и ошибок, веря в способность получить все необходимые ему
знания, непосредственно работая с промышленным оборудованием, В 1890 году Сакиши
Тойода разрабатывает первую собственную конструкцию ручного деревянного
ткацкого станка. Сакиши понимал, что японская промышленность должна
продвигаться вперед небольшими шагами и занимать рыночные ниши, которые
проигнорировали западные компании. Он осознал важность непрерывных
усовершенствований оборудования вне зависимости от состояния конкуренции. Его
философией стала kaizen - политика непрерывных усовершенствований. В 1894
году у Сакиши рождается сын - Кииширо Тойода (Kiichiro Toyoda), который впоследствии
станет основателем Toyota Motor Corporation.
| В 1924
году Сакиши и Кииширо создают полностью автоматизированный ткацкий станок. А
через 2 года Сакиши основывает компанию Toyoda Automatic Loom Works по
производству ткацких станков (станки компании, с 2000 года Toyota Industries
Corporation, и сейчас являются лучшими в мире).
| Позднее патент на производство
станков Сакиши Тойода продаст английской фирме Platt Brothers & Со. Ltd. А
деньги передаст сыну, с повелением основать автомобильное производство.
Сакиши
Тойода скончался 30 октября 1930 года в возрасте 63 лет, оставшись в памяти
японцев как человек, которые сделал свои мечты реальностью и сумел преодолеть
трудности, использовав благоприятные возможности эпохи Мэйдзи. Несмотря на
широкую оппозицию своим взглядам, Сакиши до самой смерти был уверен в том, что
автомобили в будущем станут перспективным
1930-1940
В 1930
году, согласно посмертной воле Сакиши, его сын Кииширо Тойода приступает к
изучению производства автомобилей. К этому времени Кииширо уже имеет опыт и
знания, позволяющее возглавить дело своего отца, и университетское образование
инженера-машиностроителя. Как грамотный инженер, Кииширо понимает, что
единственно правильный путь для начала прогресса - воспользоваться уже имеющими
успешными разработками. В 1930 году Кииширо Тойода обращается к совету
директоров компании Toyoda Automatic Loom Works с просьбой о выделении площадей
для организации автомобильной исследовательской лаборатории. В 1931 году
лаборатория начинает работу по препарированию американских двигателей
внутреннего сгорания - все разбирается "до винтика", изучается и
ломается. Тойода пытается выбрать прототип двигателя для собственного
производства. Стремясь разработать уникальную японскую систему производства,
Кииширо пытается учесть в едином ограниченность пространства и ресурсов и
приспособляемость и разносторонность населения Японии.
| В 1933
году в компании Toyoda Automatic Loom Works Ltd. создается автомобильное
подразделение под руководством Кииширо Тойода. К этому времени уже был выбран
базовый двигатель для копирования - шестицилиндровый Chevrolet. В 1934 году,
после года борьбы с ненадежностью компонентов, был подготовлен к производству
собственный двигатель - ТИП А. Как только был готов двигатель, сразу же
начались работы по подготовке автомобиля сразу по двум направлениям - легковому
и грузовому.
|
| В 1935
году завершается разработка прототипа легкового автомобиля A1 и прототипа
грузового автомобиля G1. А в 1936 году утверждается логотип компании Тойота и
запускаются в производство седан AA, фаэтон AB и грузовик AG. И уже в 1936 году
происходит первая экспортная поставка грузовика G1 в количестве 4 автомобиля в
Северный Китай.
| До
того, как Кииширо Тойода начал заниматься автомобилестроением, процесс создания
автомобиля подразумевал "обучение на рабочем месте". Такой подход
приводил к повышенному расходу ресурсов, что не было позволительно для японцев.
Кииширо создает систему "Точно Вовремя", когда ни один элемент не не
создается прежде, чем в нем возникает необходимость. Это позволило избежать
хранения лишних деталей и бесполезного расходования средств. Методы kaizen и
"Точно Вовремя" становятся важными элементами производственной
философии семейства Тойода.
В 1937 году автомобильное подразделение Toyoda Automatic
Loom Works Ltd. выделяется в самостоятельную компанию Motor Company Ltd (TMC),
а Тойода получает заказ на 3000 грузовиков для японской армии.Заказ военных
грузовиков был настолько выгоден, что в 1938 году братья Тойода построить новый
автозавод Honsha Plant в городке Коромо. Сейчас это место является центром
империи Тойота, и городок носит название Тойота за заслуги корпорации перед
отечеством.
1940-1950
В 1940 году Киишира Тойода открывает Институт физических и
химических исследований. Для обеспечения потребностей компании в металле в том
же году создается Toyoda Seiko Ltd. - крупнейший на сегодняшний день японский
производитель прутков и калиброванной стали Aichi Steel Works.
В 1941 году запускается завод по производству станков и
оборудования - Toyota Machine Works Co., Ltd и начинается производство
легкового автомобиля АЕ. В 1942 году запускается в производство грузовик KB. В
1947 - легковой грузовик SB и малолитражный пассажирский автомобиль SA. В 1947
сходит юбилейный автомобиль с порядковым номером 100 000.
Новая система производства повышает эффективность
работы компании и позволяет ей поставлять на рынок автомобили по
конкурентоспособным ценам. Однако качество автомашин по-прежнему остается
недостаточно высоким и менеджмент компании не перестает работать над решением
этой проблемы.
1950-1960
В 1950 год отдел сбыта выделяется в обособленную
компанию, образуя Toyota Motor Sales Co Ltd. Компании Тойота и Ford начинают
переговоры о создании совместного предприятия, проект которого предусматривает
также стажировку японских специалистов на американских заводах.
| В
январе 1951 года Эйджи Тойода (Eiji Toyoda) разрабатывает пятилетний план
модернизации компании, включающий в себя обновление оборудования и
совершенствование методов производства. Подобно своим предшественникам, Эйджи
понимает, что Тойота должна работать иначе, чем западные фирмы. Перед Эйджи
стоит задача модернизировать производство, а затраты ресурсов свести к
минимуму. Он уверен, что развитие компании зависит от качества сборки ее
автомобили, а не от того, насколько удачно они спроектированы. Поэтому Эйджи
выдвигает лозунг, что производство является самым важным элементом деятельности
ТМС. Задача
проектировщиков и инженеров заключается в том, чтобы предоставить
производственному персоналу возможность наилучшим образом выполнить свои
обязанности. В компании заметно повышается статус работников сборочных линий.
|
Запускается система поощрения сотрудников "Предложи новую идею". На
сборочных линиях начинается производство джипа BJ Toyota Jeep, который в
дальнейшем разовьется в современный LandCruiser.
Начальник
отдела планирования Соиширо Тойода (Shoichiro Toyoda) приходит к выводу о том,
что ТМС использует kaizen на слишком позднем этапе. Практика устранения
дефектов машин после того, как они попадают на рынок, подрывает репутацию
Тойота. В результате Соиширо обращается к работам Э. Деминга и внедряет
некоторые элементы подхода американского гуру качества. Соиширо понимает, что
для улучшения работы ТМС необходимо изменить два аспекта процесса управления
качеством: во-первых, необходимо сделать его более систематизированным;
во-вторых, внедрить его в каждом подразделении. Соиширо удается реализовать
программу качества во всех звеньях компании.
|
1955 год ознаменовался началом выпуска автомобиля Toyota Crown. Пока,
для внутреннего рынка Японии. В апреле был выпущен первый прототип первый
прототип 1-тонного погрузчика.
|
В течение трех месяцев инженеры TOYOTA наблюдали
и анализировали его работу. Первый погрузчик TOYOTA получил наименование Toyota
LA.
Декабре 1956 года на базе погрузчика модели LA
изготавливается буксирный тягач.
В 1957 году в США начинает работу Toyota Motor Sales USA -
американское представительство компании Тойота. Автомобиль Toyota Crown впервые
начинает поставляться на американский рынок.
В 1958 году Тойота открывает представительство в Бразилии, а
уже в 1962 году с конвейера сходит миллионный автомобиль для внутреннего рынка.
1960-1970
1963 год. В свет выходит более компактный погрузчик модели
5LR. В результате Toyota получает лидирующую долю рынка 2-тонных машин на
территории Японии.
В 1965 году ТМС удостаивается премии Э. Деминга за улучшение
качества собранных автомобилий. И получает заказ на 188 погрузочных машин от
порта Сингапура. Благодаря этой поставке, Toyota приобретает важный опыт работы
на международных рынках, помогающий пробиться на самый большой из них – США.
|
В 1966 году с конвейера сходит первый автомобиль Toyota Corolla - один
из будущих лидеров японского автомобилестроения компании.
|
В 1967 году Эйджи Тойода становится президентом Тойота и подписывает
двустороннее соглашение с Daihatsu. В 1969 году Тойота экспортирует свой миллионный
автомобиль, а на внутреннем рынке Японии годовой объем продаж марки достигает
отметки в 1 миллион машин.
1970-1980
|
В 1970 году начинается выпуск Toyota Celica.
После "нефтяного кризиса" 1974 года
международная автомобильная промышленность оказывается в тяжелом положении.
Однако Toyota пребывает в числе производителей автомобилей, которые продолжают
получать устойчивую прибыль. В этот период достигается высокого уровня качества
и высокого уровня производительности труда. Toyota демонстрирует колоссальную
гибкость, выпуская сравнительно небольшие партии разных моделей практически без
снижения показателей качества и производительности труда.
| |
1978 год начинается производство Toyota Celica XX (сейчас Toyota
Supra).
В 1979 году суммарный экспорт марки достигает отметки 10
000 000 автомобилей. |
1980-1990
| 1980.
Этот год ознаменовался появлением на свет первого автомобили серии Toyota
Celica Camry, будущий автомобиль бизнес-класса Toyota Camry.
|
В 1982 г. Эйджи Тойода становится председателем совета
директоров компании и начинает переговоры с General Motors (GM) о создание
компании New United Motor Manufacturing Incorporated (NUMMI), которая должна
будет выпускать автомобили на основе японской модели "Corolla" на
недавно закрытом заводе GM в городе Фримонт (штат Калифорния). Проект успешно
реализуется в 1984 году, доказывая возможность применения системы производства
компании Тойота в странах Запада. Так же в
этом году Toyota Motor Co. Ltd. и Toyota Motor Sales Co. Ltd. объединяются в Toyota Motor Corporation. А темпы производства и продаж
продолжают неуклонно расти.
1985 году суммарный экспорт достигает отметки 20 000 000
автомобилей.
1986 году на внутреннем рынке выпускается 50-миллионный
автомобиль, а годовой объем продаж составляет два миллиона машин в год.
После публикации книги "The Machine that Changed the
World" (Womack et al., 1990) производственная система компании Тойота
начинает называться "поджарым" производством. "Поджарое"
производство нередко представляется в качестве модели "наилучшего
метода", который может с успехом применяться даже в других странах, причем
не только в автомобильной отрасли.
1989 году в США появляется новая торговая марка
корпорации Тойота - Lexus, созданная специально для американского рынка.
1990-2000
1990 году начинает работать европейское подразделение
компании Тойота - Toyota Motor Europe Marketing & Engineering S.A.
В 90-х годах Тойота привлекает серьезные инвестиции для
увеличения своей доли на рынках США, Европы, Индии и Азии, параллельно расширяя
модельный ряд. Компания использует при этом новейшие технические решения и
разработки.
1992 открвается первый в Европе завод корпорации -
Toyota Motor Manufacturing (U.K.) Ltd.
| В 1994
году компания начинает производство автомобиля Toyota Rav4, получивший прозвеще
"лягушонок".
|
|
В 1997 году с конвейера сходит автомобиль с гибридным двигателем -
Toyota Prius.
|
1998 году дилерская сеть Toyota Auto переименовывается в Netz Toyota.
Начинают работать заводы Тойота в штате Индиана (США) и штате Западная
Вирджинии (США).
1999 год начинает работу завод Toyota Kirloskar Motor в Индии.
В 1999 году компания Тойота выходит на лондонскую и
нью-йоркскую фондовые биржи, а на внутреннем рынке Японии производится
100-миллионный автомобиль.
2000 - наши дни
2000 год. Для отслеживания финансового состояния разросшейся
корпорации создается Toyota Financial Services Corporation.
2001 год. Во Франции начинается производство на Toyota
Motor Manufacturing France S.A.S. (TMMF).
|
В 2002 году Тойота впервые выступает в составе команд Formula-1. В
Китае начинает работать еще один завод Тойота, а в США производится автомобиль
с порядковым номером 10 000 000. Был продан 100-тысячный автомобиль с гибридным
двигателем Toyota Prius.
К 2005 году мировой объем продаж Toyota Camry достигает 10 000 000
автомобилей. В это же время в Европе начинается производство микролитражного
Toyota Aygo, а автомобили торговой марки Lexus начинают продаваться на японском
рынке.
| 2008
год. В России недалеко от Санкт-Петербурга открывается новый завод Toyota и
первые автомобили Toyota Camry покидают сборочную линию.
На данный момент кейрицу Toyota выходят:
Toyota Motor Corporation - 46 заводов в 26 странах,
дизайн-центры в Калифорнии и Франции, проектировочные центры в Детройте,
Бельгии и Таиланде
Toyoda Seiko - производство стали
Институт физических и химических исследований
Toyota Machine Works - завод по производству станков и
оборудования
Toyota Motor Sales - диллерская сеть, каждый дилер которой
удовлетворяет терм "S": собственный автосалон (Showroom), современной
сервисной станции (Service Shop), склада запчастей (Spare Parts Shop)с пециальное мобильное подразделение, которое занимается
обучением рядовых работников на местах
|